Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 129097
1.  
i

Пи­шет­ся А на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) попл..вок
2) водор..сли
3) нак..лить до­крас­на
4) об..няние
5) сост..влять
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) д..путат, пр..влёк к ра­бо­те
2) обл..гче­ние, пр..об­ла­да­ет кедр
3) зап..реть­ся на ключ, пр..за­ду­мать­ся
4) тр..пе­та­нье ли­сточ­ка, с..де­ю­щий отец
5) р..визия, выж..гать узор
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) бе(с/сс)тра­шие
2) обе(с/сс)це­ни­ва­ние
3) режи(с/сс)ёрский
4) гру(п/пп)иров­ка
5) о(п/пп)ти­мист
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ж..сткий
2) собач..нка
3) силь­ный ож..г
4) пре­вращ..н
5) под плащ..м
5.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) мальч..нка
2) ч..рст­вый
3) огорч..н
4) обожж..т
5) с са­ранч..й
6.  
i

Пи­шет­ся Е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) рас­тут в этом меж­ду­рядь.., но­во­бран.. ц
2) оста­лось в памят.., к старш.. му брату
3) ле­ген­да о летящ.. м дра­кон..
4) иду к Мари.., котёноч.. к
5) кварц.. вый, череш.. нка.
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ко­лебл..мые вет­ром
2) мы опять не высп..мся
3) взвес..вший всё точно
4) изъ­езд..л весь мир
5) от­го­рож..нный за­бо­ром уча­сток
8.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) ис­кус­но плетё..ые кру­же­ва, клят­ве..ое обе­ща­ние
2) про­сить осмыс­ле..о, вкус­ные копчё..ости
3) ас­фаль­ти­ро­ва..ая до­ро­га, се­ме­на рас­сея..ы вет­ром
4) про­сту­же..ое горло, его стрем­ле­ния чисты и воз­вы­ше..ы
5) чище..ая обувь, мои дра­го­це..ости
9.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) имени..ик, пусты..ая улица
2) печё..ая на углях, сред­ства рас­тра­че..ы
3) толчё..ый, огорчё..ый
4) про­из­вод­стве..ый, рас­сер­же..ый
5) спе­ци­а­ли­зи­ро­ва..ый, слу­жить преда..о.
10.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Когда бы я 1)н.. при­ез­жал в Ми­хай­лов­ское, встре­ча с ним при­но­си­ла мне ра­дость. 2)Н..где более я 3)н.. чув­ствую себя так спо­кой­но. Я 4)н.. могу 5)н.. воз­вра­щать­ся сюда: здесь я чер­паю энер­гию и ощу­щаю кра­со­ту жизни.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
11.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (сер­деч­но)со­су­ди­стый
2) (по)утрен­не­му про­хлад­ный воз­дух
3) (пол)ин­те­рес­ной по­ве­сти
4) (сто)мет­ро­вый
5) (авиа)спорт
12.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) ска­зал (по)дру­же­ски
2) (aгpo)тех­ни­ка
3) (юго)во­сточ­ный
4) (древ­не)еги­пет­ский
5) (полу)язы­че­ство
13.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Заря _ как пожар на снегу.
2) Конец сен­тяб­ря в Мин­ске __ это пора осен­не­го ли­сто­па­да.
3) В баль­ном зале, в синей ста­ро­мод­ной го­сти­ной и в про­стор­ной биб­лио­те­ке _ везде были от­кры­ты окна и двери.
4) Учёность _ есть слад­кий плод горь­ко­го корня.
5) Мо­роз­ный воз­дух _ не­по­дви­жен и чист.
14.  
i

Обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены есть в пред­ло­же­ни­ях (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Ветры ветры за­ме­ти­те мою про­шлую жизнь.
2) Ни­ко­лая Алек­се­е­ви­ча био­ло­га по про­фес­сии очень за­ин­те­ре­со­ва­ло это уди­ви­тель­ное рас­те­ние.
3) Я смот­рел с вос­тор­гом на за­ли­тый солн­цем пруд и на ста­рый сад.
4) Про­во­див го­стью до эки­па­жа Ольга Ми­хай­лов­на пошла в го­сти­ную к дамам.
5) Гроз­но шу­ме­ло море взвол­но­ван­ное ноч­ной бурей.
15.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) На ко­ло­коль­не мерно про­би­ли часы и где-то на го­род­ской окра­и­не про­кри­чал петух.
2) Гости сидят за сто­лом на­кры­тым ра­душ­ной хо­зяй­кой и чай с ва­ре­ньем пьют.
3) Гривы коней были за­пле­те­ны на празд­нич­ный манер в креп­кие косы и разу­к­ра­ шены лен­та­ми все­воз­мож­ных цве­тов.
4) На меня на­дви­га­лась тем­но­та за­ко­ул­ков и ар­хан­гель­ский дож­дик на меня мо­ро­сил.
5) Обыч­но с конца сен­тяб­ря наши сады и поля пу­сте­ли и по­го­да круто ме­ня­лась.
16.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Порой на­бе­гал ветер_ и от­но­сил прочь аро­мат цве­тов_ и тогда на ко­рот­кие мгно­ве­ния ощу­щал­ся тон­кий яб­ло­не­вый запах.
2) Бак­те­рии можно об­на­ру­жить в верх­них слоях ат­мо­сфе­ры_ и в под­зем­ных сква­жи­нах, в вул­ка­ни­че­ских по­ро­дах_ и в толще ан­тарк­ти­че­ских лед­ни­ков.
3) Та­ма­ра, та­ра­то­ря без оста­нов­ки, рас­став­ля­ла на ска­тер­ти та­ре­лоч­ки с ли­мо­ном_ и плетёнки с су­ха­ря­ми_ и ва­зоч­ки с кон­фе­та­ми.
4) Я молча то пе­ре­би­рал бу­ма­ги_ то ли­стал книгу_ то делал за­пи­си в блок­но­те.
5) С каж­дым взма­хом косы Левин ощу­щал ра­дость_ и подъём чувств_ и сил.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как во вто­рой части по­яс­ня­ет­ся, рас­кры­ва­ет­ся со­дер­жа­ние пер­вой части:

1) Спеть по­про­бо­ва­ли_ не пе­лось в пу­сто­те этих ком­нат.
2) Вся раз­ни­ца между умным че­ло­ве­ком и глу­пым в одном_ пер­вый все­гда по­ду­ма­ет и редко ска­жет, вто­рой ска­жет и ни­ко­гда не по­ду­ма­ет.
3) Заметёт ме­тель до­рож­ки_ идти будет не­лег­ко.
4) Через мо­стик шли сле­ду­ю­щим об­ра­зом_ впе­ре­ди майор, за ним лей­те­нант, потом сер­жант.
5) Катя при­е­ха­ла к брату_ нужно было по­го­во­рить о под­го­тов­ке к празд­ни­ку.
18.  
i

Двое­то­чие ста­вит­ся на месте про­пус­ка в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пойдёшь спать_ не за­будь вы­клю­чить ком­пью­тер.
2) В жизни двух дру­зей было при­ме­ча­тель­ное сов­па­де­ние_ оба ро­ди­лись в один день.
3) И вдруг со­се­ди на­ча­ли вы­ска­зы­вать не­до­воль­ство_ му­зы­каль­ные упраж­не­ния сест­ры их уто­ми­ли.
4) По­са­ди­те берёзу в де­ре­вян­ный ящик в тёплой ком­на­те_ она всю зиму будет зелёная.
5) Маль­чик давно по­до­зре­вал_ Дедом Мо­ро­зом был пе­ре­оде­тый папа.
19.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Лена, кто там? — донёсся из со­сед­ней ком­на­ты при­глушённый бас.
2) По сло­вам Эпи­ку­ра: «глупо про­сить у богов то, что че­ло­век сам может себе до­ста­вить».
3) «Ты так убе­ди­тель­но про­сишь, — ска­зал Бра­ниц­кий: — Как будто пред­чув­ству­ешь отказ».
4) «Не помню я, о чём они го­во­ри­ли! — за­кри­чал Коля и шёпотом до­ба­вил: — С пе­ре­пу­гу не помню».
5) Маль­чик снял шапку и по­ин­те­ре­со­вал­ся:
— Дядя, а вы на­сто­я­щий ху­дож­ник?
— Да. А по­че­му ты об этом спра­ши­ва­ешь? — за­сме­ял­ся Ни­ки­тин.
20.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Три утёса с ост­ры­ми_ как копья_ вер­ши­на­ми воз­вы­ша­лись на го­ри­зон­те.
2) Этот храм с дав­них пор был из­ве­стен в Гре­ции_ как свя­ти­ли­ще ора­ку­ла.
3) В тот же миг сон_ как рукой сняло.
4) Ему ин­те­рес­на_ как ака­де­ми­че­ская жи­во­пись_ так и со­вре­мен­ная.
5) Его ка­жу­ща­я­ся тру­сость была не чем иным_ как осмот­ри­тель­но­стью.
21.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Ста­рый па­рик­ма­хер был боль­шой лю­би­тель по­слу­шать вся­кие жи­тей­ские ис­то­рии1_ и2_ пока он ловко ору­до­вал гре­беш­ка­ми и нож­ни­ца­ми, его кли­ент  — хотел он того или нет  — был вы­нуж­ден рас­ска­зы­вать ему обо всём3_ и о ра­бо­те4_ и об успе­ва­е­мо­сти детей в школе5_ и о пла­нах на от­пуск.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
22.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии ме­сто­име­нию?

Об этих цве­тах кто те­перь будет за­бо­тить­ся?

1) ука­за­тель­ное
2) во­про­си­тель­ное
3) 3-го лица
4) в форме сред­не­го рода
5) в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа
23.  
i

Ука­жи­те слова, для ко­то­рых пра­виль­но опре­делён спо­соб об­ра­зо­ва­ния:

1) из­ле­че­ние (при­ста­воч­ный)
2) сне­го­убо­роч­ный (сло­же­ние)
3) вет­вить­ся (пост­фик­саль­ный)
4) до­ши­вать (суф­фик­саль­ный)
5) пред­сер­дие (при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный)
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) В пред­ло­же­нии Звёзды, мер­ца­ю­щие в осен­нем ноч­ном небе, ука­жи­те оди­но­ко­му пут­ни­ку до­ро­гу вы­де­лен­ное слово вы­пол­ня­ет функ­цию под­ле­жа­ще­го.
2) В пред­ло­же­нии Дверь его ком­на­ты от­кры­та на­стежь со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое.
3) В пред­ло­же­нии Джеймс Кук пред­ло­жил на­звать про­лив между Чу­кот­кой и Аляс­кой в честь мо­ре­пла­ва­те­ля Бе­рин­га ин­фи­ни­тив вы­пол­ня­ет функ­цию до­пол­не­ния.
4) Пред­ло­же­ние По-моему, он вряд ли за­хо­чет остать­ся яв­ля­ет­ся рас­про­странённым.
5) Пред­ло­же­ние Па­рус­ное судно пе­ре­вер­ну­ло вол­ной яв­ля­ет­ся дву­со­став­ным.
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку редко хо­чет­ся чи­тать по­э­зию, такую далёкую от прозы жизни.
2) Аб­ри­ко­со­вые де­ре­вья этой вес­ной побил про­лив­ной град.
3) Никто не со­би­ра­ет­ся петь ди­фи­рам­бы фут­бо­ли­стам этой ко­ман­ды.
4) К уроку рус­ской ли­те­ра­ту­ры мне за­да­ли вы­учить об­ры­вок из поэмы Лер­мон­то­ва.
5) Пи­а­нист Свя­то­слав Рих­тер впер­вые де­бю­ти­ро­вал перед мос­ков­ской ауди­то­ри­ей слу­ша­те­лей в 1940 году.
26.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, в ко­то­рых формы всех слов об­ра­зо­ва­ны пра­виль­но:

1) к две ты­ся­чи де­ся­то­му году
2) из вось­ми­ста мет­ров ткани
3) не тро­гай­те его
4) погиб под го­ро­дом Королёвом
5) ком­пот из вишен
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Маль­чик по­ин­те­ре­со­вал­ся, зачем при­нес­ли так много бу­ма­ги.
2) Вчера до­брал­ся до Ялты и встре­тил там мно­гих при­е­хав­ших дру­зей на отдых.
3) В оран­же­рее не толь­ко вы­ра­ще­ны розы раз­но­об­раз­ных сор­тов, но и ор­хи­деи.
4) Не стану пре­пят­ство­вать твоё про­дви­же­ние по ка­рьер­ной лест­ни­це.
5) Услы­шав ответ, лицо де­вуш­ки по­блед­не­ло.
28.  
i

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какое из при­ведённых после тек­ста пред­ло­же­ний долж­но быть в нём пер­вым:

 

(1)... (2) Помню ро­зо­во­го коня, воз­ни­кав­ше­го пе­ре­до мной в ноч­ной тьме вся­кий раз, когда я слы­шал её не­то­роп­ли­вое по­вест­во­ва­ние. (3) По­че­му ребёнок про­сит взрос­ло­го слово в слово по­вто­рять одну и ту же сказ­ку?

(4) По­че­му с за­ми­ра­ни­ем серд­ца сле­дит за раз­ви­ти­ем со­бы­тий ? (5) Об этом своём ощу­ще­нии хо­ро­шо пом­нят мно­гие люди, давно став­шие взрос­лы­ми. (6) Детям не­об­хо­ди­мо ви­деть, как добро вся­кий раз не­уклон­но одер­жи­ва­ет по­бе­ду над злом. (7) Так важна учёным по­вто­ря­е­мость ре­зуль­та­тов опыта, под­твер­жда­ю­ще­го от­кры­тый ими закон.

1) Я на­ста­и­ваю, что Ива­нуш­ка-ду­ра­чок и Иван-ца­ре­вич — это один герой.
2) Мно­же­ство чу­дес­ных по­дви­гов со­вер­шил Иван-ца­ре­вич.
3) Сказ­ку об Ива­нуш­ке мне в дет­стве рас­ска­зы­ва­ла ба­буш­ка.
4) Кто же по­ле­зет в под­зем­ное цар­ство, кроме Ива­нуш­ки?
5) В сказ­ке ля­гуш­ка обя­за­тель­но ста­но­вит­ся пре­крас­ной ца­рев­ной.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Шин­шил­лы  — это гры­зу­ны се­мей­ства шин­шил­ло­вых. (2)Длина тела ва­рьи­ру­ет­ся от 22 до 38 сан­ти­мет­ров. (3) Масса взрос­лой особи со­став­ля­ет от 0,5 до 1 ки­ло­грам­ма. (4) Для гры­зу­нов се­мей­ства шин­шил­ло­вых ха­рак­тер­ны круп­ные уши и узкие удлинённые стоты. (5) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти четырёхпа­лые, од­на­ко паль­цы зад­них ко­неч­но­стей зна­чи­тель­но уко­ро­че­ны. (6) Ске­лет тон­ко­кост­ный, малая бер­цо­вая кость не­боль­шая и не сра­ще­на с боль­шой бер­цо­вой.

(7) Во­ло­ся­ной по­кров гу­стой, мяг­кий. (8) Окрас спин­ной сто­ро­ны тела го­лу­бо­ва­то серый, брюш­ная же по­верх­ность жел­то­ва­то-белая. (9) Хвост по­крыт жёстки­ми во­ло­са­ми. (10) Усы, или виб­риссы, мно­го­чис­лен­ные, длин­ные, бе­ло­го либо чёрного цвета.

(11) Череп с ярко вы­ра­жен­ным ме­жглаз­нич­ным суже­ни­ем. (12) Рез­цо­вые от­вер­стия длин­ные, ниж­няя че­люсть имеет узкие уг­ло­вые от­рост­ки, резко на­прав­лен­ные вверх.

(13) У гры­зу­нов дан­но­го вида в ДНК-на­бо­ре ше­сть­де­сят че­ты­ре хро­мо­со­мы, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют опре­делённую жиз­не­стой­кость по­пу­ля­ции.

(14) Пред­ста­ви­те­ли шин­шил­ло­вых ведут ак­тив­ный ноч­ной образ жизни и, как пра­ви­ло, мо­но­гам­ны.

(15) Из-за цен­но­го меха шин­шил­лы в два­дца­том веке были прак­ти­че­ски уни­что­же­ны. (16) Од­на­ко в на­сто­я­щее время они охра­ня­ют­ся го­су­дар­ством и их чис­лен­ность по­сте­пен­но воз­рас­та­ет.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из при­ведённых ниже утвер­жде­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста:

1) Шин­шил­лы — боль­шие и тя­же­ло­вес­ные су­ще­ства.
2) ДНК-набор обес­пе­чи­ва­ет опре­делённую жиз­не­стой­кость шин­шилл.
3) Окрас­ка меха шин­шилл пре­иму­ще­ствен­но жел­то­ва­то-ко­рич­не­вая.
4) Шин­шил­лы ведут ак­тив­ный ноч­ной образ жизни.
5) Цен­ный мех дол­гое время был при­чи­ной мас­со­во­го ис­треб­ле­ния шин­шилл.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) Зима вошла в степи. (2) К этому вре­ме­ни вол­ча­та у Ак­ба­ры за­мет­но под­рос­ли и пре­вра­ти­лись в уг­ло­ва­тых пе­ре­рост­ков  — каж­дый со своим но­ро­вом. (3) По­нят­но, вол­чи­ца не могла дать им имена, зато по за­па­ху, что людям не дано, и по дру­гим при­ме­там она легко могла раз­ли­чать своих детёнышей.

(4) Пер­вый снег, вы­пав­ший не­за­мет­но за ночь, ран­ним утром был празд­ни­ком для всех. (5) Вна­ча­ле вол­ча­та- пе­ре­рост­ки оро­бе­ли от вида и за­па­ха не­зна­ко­мо­го ве­ще­ства, а потом стали ба­рах­тать­ся в снегу и фыр­кать от удо­воль­ствия.

(6) В степи было уже свет­ло и про­зрач­но, как днём. (7) Покой и ти­ши­на раз­ли­лись всюду, и ост­рый голод по-зим­не­му дал о себе знать. (8) На­сту­пи­ла пора до­бы­вать про­корм. (9) Вол­ча­та си­де­ли в не­тер­пе­ли­вом на­пря­же­нии, ещё не ведая, какие тя­го­ты несёт охота, и пре­дан­но смот­ре­ли в синие глаза вол­чи­цы. (10) Ак­ба­ра вста­ла с места и дви­ну­лась трус­цой. (11) И все по­сле­до­ва­ли за ней.

(12) Всё скла­ды­ва­лось так, как гре­зи­лось вол­чи­це, когда вол­ча­та были ещё малы. (13) Ак­ба­ра и Таш­чай­нар, отец се­мей­ства, вели своих пер­во­рождённых на ис­пы­та­ние, на первую для них ве­ли­кую охоту на сай­га­ков. (14) Волки шли то шагом, то трус­цой, пе­ча­тая на не­тро­ну­том снегу цветы зве­ри­ных сле­дов. (15) И смо­гут ли они вы­жить в этом мире, те­перь за­ви­се­ло от них самих и от удачи..

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 14-е и 15-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
2) лек­си­че­ский по­втор
3) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
4) союз
5) ме­сто­име­ние
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30—А32 и В1—В5

(1) Мы при­шли в этот мир, чтобы рас­ши­рить его про­сто­ры, на­пол­нить его све­жим духом на­деж­ды и новых свер­ше­ний. (2) За­бы­вать эту ве­ли­кую мис­сию  — зна­чит об­кра­ды­вать самих себя.

(3) Нель­зя рас­тра­чи­вать жизнь, вы­брав по­зи­цию пас­сив­но­го на­блю­да­те­ля. (4) Нужно, чтобы каж­дое утро нам было ради чего под­ни­мать­ся с по­сте­ли. (5) Как бы ни было тя­же­ло, нужно на­учить­ся меч­тать и ле­тать!

(6) «Раз в жизни фор­ту­на сту­чит­ся в дверь каж­до­го че­ло­ве­ка, од­на­ко очень часто он не слы­шит её стука»,  —- горь­ко шутил Марк Твен.

(7) Про­сто так удача и сча­стье ни­ко­му не па­да­ют с неба. (8) На­сто­я­щий успех  — это когда пред­ва­ри­тель­ная под­го­тов­ка встре­ча­ет­ся с бла­го­при­ят­ной воз­мож­но­стью.

(9) Таких бла­го­при­ят­ных воз­мож­но­стей, во­пре­ки Марку Твену, не так уж и мало.

(10) Беда в том, что редко кто тру­дит­ся над тем, чтобы встре­тить гос­по­жу Фор­ту­ну во все­ору­жии.

(11) Же­ла­ния да­ют­ся че­ло­ве­ку вме­сте со сред­ства­ми, не­об­хо­ди­мы­ми для до­сти­же­ния же­ла­е­мо­го. (12) Не бой­тесь труд­но­стей, меч­тай­те о вы­со­ком и ве­ли­ком. (13) Толь­ко если мы знаем свою цель и по­ни­ма­ем, ка­ко­во наше пред­на­зна­че­ние на этой земле, мы не будем рас­тра­чи­вать силы и время по­пу­сту.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ниже ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

 

1)  пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи

2)  ху­до­же­ствен­ный стиль речи

3)  тип речи  — рас­суж­де­ние

4)  тип речи  — по­вест­во­ва­ние

5)  за­да­ча речи  — на при­ме­ре жизни ве­ли­ких людей по­ка­зать, как сде­лать ка­рье­ру

32.  
i

(1) Пе­ре­до мной были мол­ча­ли­вые горы и тихие леса в осен­ней за­дум­чи­во­сти. (2) Го­речь на­дви­га­ю­ще­го­ся увя­да­ния уга­ды­ва­лась во всём. (3) Речки кру­жи­лись, за­тя­ги­вая в жёлтые петли горы с дре­му­чи­ми ле­са­ми, и ка­за­лось, что в рас­ще­ли­нах, овра­гах и до­ли­нах об­на­жи­лись нервы земли. (4) Всё во­круг было ве­ли­ча­во и спо­кой­но.

(5) Пред­чув­ствие дол­го­го сна та­и­лось в лесах, и шорох об­ле­та­ю­щих ли­стьев уже на­чи­нал усып­лять их, нашёпты­вая об осен­них до­ждях, о глу­бо­ких сне­гах и о весне, ко­то­рую надо долго и тер­пе­ли­во ждать. (6) Оча­ро­ван­ные пе­чаль­ной му­зы­кой осени, об­на­жи­лись леса, роняя ли­стья в свет­лые ручьи, за­сти­ла­ли их зер­ка­ла, чтобы не ви­деть там от­ра­же­ния своей не­при­ят­ной на­го­ты.

(7) Земля на­де­ва­ла шубу из ли­стьев, го­то­ви­лась к зиме, ути­ха­ли звуки на ней, и толь­ко шорох был всюду от листа и шум от речек, на­пол­нен­ных водой бла­го­да­ря часто пе­ре­па­да­ю­щим, но пока не­за­тяж­ным до­ждям.

(8) Но гора, на ко­то­рой мы сто­я­ли, жила вроде бы от­дель­но от всего леса. (9) Она была об­руб­ле­на лет де­сять назад. (10) Во­круг пней рос ря­бин­ник, берёзки. (11) Они за­ни­ма­ли по­лян­ки по­ко­сов, со­еди­ня­ясь меж собой, и, как-то играя, без гру­сти со­ри­ли во­круг ли­стья­ми, жёлтыми, бор­до­вы­ми, ры­жи­ми', а тон­кие ря­бин­ки были с пер­вы­ми двумя-тремя при­горш­ня­ми ягод и по­ка­зы­ва­ли их всем хваст­ли­во, до­вер­чи­во.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 8−10 слово, в ко­то­ром зву­ков боль­ше, чем букв. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30-А32 и В1-В5

(1) Павла Ми­хай­ло­ви­ча Тре­тья­ко­ва едва ли можно на­звать кол­лек­ци­о­не­ром в при­выч­ном смыс­ле этого слова. (2) По­свя­тив всю жизнь со­би­ра­нию кар­тин, отдав этому делу все силы и сред­ства  — от на­чаль­ной по­куп­ки кар­тин до воз­ве­де­ния зда­ния га­ле­реи,  — Тре­тья­ков по­сту­пал не как оди­ноч­ка-ис­ка­тель, а как со­зда­тель об­ще­на­род­но­го со­бра­ния изоб­ра­зи­тель­ных бо­гатств. (3) Всю жизнь он при­об­ре­тал кар­ти­ны, всё луч­шее в рус­ской на­ци­о­наль­ной жи­во­пи­си, а потом по­да­рил Москве.

(4) Пер­во­на­чаль­но Павел Ми­хай­ло­вич по­ку­пал кар­ти­ны со­вре­мен­ни­ков, от­да­вая пред­по­чте­ние ху­дож­ни­кам де­мо­кра­ти­че­ско­го на­прав­ле­ния. (5) По­дол­гу про­ста­и­ва­ли по­се­ти­те­ли перед ярко-кра­соч­ны­ми ба­таль­ны­ми по­лот­на­ми ху­дож­ни­ка Ве­ре­ща­ги­на, перед об­ли­чи­тель­ным «Не­рав­ным бра­ком» Пу­ки­ре­ва или ис­то­ри­ко-ро­ман­ти­че­ской «Княж­ной Та­ра­ка­но­вой» Фла­виц­ко­го.

(6) Затем у Тре­тья­ко­ва воз­ник­ла ин­те­рес­ная мысль  — по­ка­зать ис­кус­ство в дви­же­нии, в че­ре­до­ва­нии сти­лей и на­прав­ле­ний. (7) По­явил­ся зал с оду­хо­творёнными и воз­вы­шен­ны­ми порт­ре­та­ми, ко­то­рые были на­пи­са­ны ста­ры­ми ма­сте­ра­ми: Ле­виц­ким, Бо­ро­ви­ков­ским, Ро­ко­то­вым, а также более близ­ки­ми по вре­ме­ни к Тре­тья­ко­ву ху­дож­ни­ка­ми  — Тро­пи­ни­ным, Ве­не­ци­а­но­вым, Брюл­ло­вым.

(8) Со­бы­ти­ем ху­до­же­ствен­ной и об­ще­ствен­ной жизни Моск­вы, да и всей Рос­сии, стало по­яв­ле­ние в га­ле­рее таких круп­ных по­ло­тен, как «Иван Гроз­ный и сын его Иван» Ильи Ре­пи­на, «Утро стре­лец­кой казни», «Бо­яры­ня Мо­ро­зо­ва» Ва­си­лия Су­ри­ко­ва, «Яв­ле­ние Хри­ста на­ро­ду» Алек­сандра Ива­но­ва.

(9) Тре­тья­ков все­гда по­ра­жал без­оши­боч­но­стью вкуса. (10) Это поз­во­ли­ло ему со­брать ве­ли­ко­леп­ную кол­лек­цию кар­тин и со­здать музей на­ци­о­наль­ной жи­во­пи­си.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 1—3) пред­ло­же­ние, свя­зан­ное с преды­ду­щим при по­мо­щи ме­сто­име­ния и лек­си­че­ских по­вто­ров. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф рой (на­при­мер, 4) в об­ласть от­ве­тов.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 10-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

 

(1) Гео­гра­фи­че­ская обо­лоч­ка яв­ля­ет­ся круп­ней­шим при­род­ным ком­плек­сом Земли. (2) И три внеш­ние обо­лоч­ки Земли  — ли­то­сфе­ра, гид­ро­сфе­ра, ат­мо­сфе­ра  — тесно вза­и­мо­свя­за­ны. (3) Так, газы ат­мо­сфе­ры про­ни­ка­ют в воду и в гор­ные по­ро­ды. (4) Вода про­са­чи­ва­ет­ся в зем­ную кору, раз­мы­ва­ет и рас­тво­ря­ет гор­ные по­ро­ды. (5) И далее ча­сти­цы гор­ных пород по­па­да­ют в ат­мо­сфе­ру, а рас­тво­ри­мые ве­ще­ства  — в воду. (6) Всё это про­ис­хо­дит при уча­стии сол­неч­но­го света и тепла. (7) В ре­зуль­та­те та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия верх­ние слои ли­то­сфе­ры, вся гид­ро­сфе­ра и ниж­ние слои ат­мо­сфе­ры об­ра­зу­ют еди­ную си­сте­му  — гео­гра­фи­че­скую обо­лоч­ку.

 

(8) Усло­вия в гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке бла­го­при­ят­ны для раз­ви­тия жизни. (9) Мил­ли­ар­ды лет назад в гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке по­яви­лись ор­га­низ­мы, ко­то­рые затем на­ча­ли в ней раз­ви­вать­ся и рас­про­стра­нять­ся. (10) Впо­след­ствии они сами стали важ­ней­шим эле­мен­том гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки, из­ме­нив и объ­еди­нив осталь­ные её части.

 

(11) Имен­но эти ор­га­низ­мы со­зда­ли «живую» обо­лоч­ку Земли  — био­сфе­ру. (12) Со­глас­но уче­нию о био­сфе­ре Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча Вер­над­ско­го, из­вест­но­го рус­ско­го учёного, ака­де­ми­ка, био­сфе­ра со­сто­ит из живых ве­ществ, то есть из всех жи­ву­щих на Земле ор­га­низ­мов, и не­жи­вых ве­ществ, со­здан­ных и пе­ре­ра­бо­тан­ных этими ор­га­низ­ма­ми. (13) Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что био­сфе­ра на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном дви­же­нии: её раз­ви­тие про­дол­жа­ет­ся и в на­сто­я­щий пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния пла­не­ты.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 7—10) пред­ло­же­ние, со­от­вет­ству­ю­щее схеме: [ ], ( ). Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (циф­ра­ми) (на­при­мер, 5).

36.  
i

(1) «Это под­лин­ник»,  — с ува­же­ни­ем го­во­рят про кар­ти­ну или скульп­ту­ру. (2) Ка­за­лось бы, можно, легко ли­стая жур­нал или книгу, где по­ме­ще­ны раз­но­об­раз­ные ре­про­дук­ции работ ху­дож­ни­ков и скуль­пто­ров, по­зна­ко­мить­ся с их мно­го­гран­ным твор­че­ством. (3) Но по­че­му люди всё-таки стре­мят­ся в музеи и кар­тин­ные га­ле­реи? (4) По­че­му, для того чтобы по­смот­реть под­лин­ник, они едут в дру­гой город или даже стра­ну?

(5) Эти во­про­сы очень важны для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­но­го от­но­ше­ния к ис­кус­ству. (6) Ху­дож­ник не про­сто по­ло­жил крас­ки на холст, ста­ра­ясь сде­лать это как можно кра­си­вее. (7) Нет, в кар­ти­ну он все­гда вкла­ды­ва­ет своё от­но­ше­ние к тому, что изоб­ра­жа­ет, свои пе­ре­жи­ва­ния и мысли  — сло­вом, своё не­по­вто­ри­мое, по­то­му что каж­дый видит мир по-сво­е­му. (8) Встре­ча с про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ства  — это также встре­ча с его со­зда­те­лем.

(9) Стоя перед кар­ти­ной или скульп­ту­рой, мы ста­ра­ем­ся по­нять её твор­ца, раз­га­дать то, что он хотел нам ска­зать. (10) И чем боль­ше мы смот­рим на кар­ти­ну-под­лин­ник, тем боль­ше она го­во­рит нам, тем боль­ше рас­кры­ва­ет­ся перед нами её кра­со­та и свое­об­ра­зие. (11) Рас­ска­зать обо всём этом, пе­ре­дать оча­ро­ва­ние под­лин­ни­ка не в силах даже самая со­вер­шен­ная копия.

От гла­го­ла, вы­де­лен­но­го во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста из за­да­ния В1, об­ра­зуй­те дей­стви­тель­ное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни и за­пи­ши­те его в на­чаль­ной форме.

37.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Все, кого при­хо­ди­лось рас­спра­ши­вать об этом уще­лье, вклю­чая гео­ло­гов, ска­ло­ла­зов и до­рож­ни­ков, едины в одном: до от­кры­тия тон­не­ля, об­хо­дя­ще­го это одно из самых кра­си­вых и зло­ве­щих мест в окрест­но­стях го­ро­да, до­ро­га на Крас­ную По­ля­ну всё равно будет опаст­ной.

38.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  вы­лов­лен­ный

Б)  по­се­ем

В)  при­молк­нув­ший

Г)  раз­бро­сан

1.   при­став­ка + ко­рень + окон­ча­ние

2.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс

3.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

39.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  У меня нет со­мне­ний, что это про­из­ве­де­ние подли..о.

Б)  Ко­сто­ма­ров го­во­рил за­ин­те­ре­со­ва..о и бодро.

В)  Мне ре­ко­мен­до­ва..о об­ра­тить­ся за по­мо­щью к вам.

Г)  На празд­нич­ном столе се­реб­ря..о бле­сте­ли под­свеч­ни­ки.

1)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2)  Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3)  Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го (или при­ча­стия) с двумя бук­ва­ми н.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с двумя бук­ва­ми н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с одной бук­вой н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Опре­де­ли­те сред­ство связи в слож­но­под­чинённых пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Если вы берётесь за какое-то дело, обя­за­тель­но до­ве­ди­те его до конца.

Б)  Труд­но было опре­де­лить, куда тянул поток воз­ду­ха.

В)  Надо спе­шить с убор­кой сена, по­сколь­ку си­ноп­ти­ки обе­ща­ют дожди.

Г)  Пу­те­ше­ствен­ни­ки знали, что ждёт их впе­ре­ди.

1)  союз

2)  со­юз­ное слово

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.